Личностно- ориентированное обучение- это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самоценность, самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика. Стержнем индивидуальности является особенное, которое определяет развитие неповторимых качеств личности. Развитие ребенка как целостной личности связано с развитием как общих ( возрастных), так и особенных ( индивидуальных) качеств и свойств. Общее воплощается в единичном. Самодеятельность и творчество выступают в качестве основного способа существования и развития индивидуальности в детях. Творческий потенциал ученика реализуется в условиях гармонии внутреннего и внешнего мира.
Занимаясь по личностно- ориентированной системе обучения, ученик
- получает возможность взглянуть на самого себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки поведение;
-вырабатывает силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, учится управлять собой через постоянное влияние на учебные (а значит и жизненные) ситуации;
- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения;
- развивает способность быстрого принятия решений;
- удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, в общении, во власти;
- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;
- овладевает мышлением, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции и желания.
Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по иному строить весь образовательный процесс и условия его реализации. Технология личностно- ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Каковы же принципы построения личностно – ориентированного обучения?
- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике (учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика);
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование ученика к самой ценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития;
- конструирование и организация учебного материала, предоставляющее ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий;
- выявление и оценка способ учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, продуктивно;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения;
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем материалу. Взаимодействуя с учеником в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов, а привлекает к работе всех учеников, обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знаний.
Целью личностно- ориентированного урока является создание условий для развития личности ученика как индивидуальности и проявление познавательной активности учеников.
Система личностно-ориентированного обучения призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.
Реализация личностно- ориентированного обучения предполагает создание особых психолого-педагогических условий. Вот какие условия представлены И.С.Якиманской׃
-разработка предметного содержания, технологии его использования в учебном процессе;
-анализ использования учеником разнообразных способов проработки учебного материала, выявление отношения ученика к знаниям, учению;
-направленность учителя на учебные возможности каждого ученика; составление индивидуальной карты его личностного развития;
- построение урока, направленного на создание условий самореализации, самостоятельности каждого ученика;
-создание условий для реализации опыта творчества каждого ученика путем предоставления ему возможности заниматься по выбору.
На уроках личностно-ориентированное обучение строится следующим образом.
Составляется личностно-ориентированный план по предмету, в котором указываются׃
-наименование тем или разделов курса;
-временные рамки тем или разделов;
-понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;
-индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;
-учебные результаты, полученные учеником.
Каждый учащийся в зависимости от его способностей, желаний, самочувствия продвигается по учебному плану, проходя каждый уровень заданий, определяя свой темп усвоения учебного материала по предмету, согласно плану.
При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока- лекционный и практический.
На уроках- лекциях ведется объяснение нового материала учителем. Лекция носит проблемный развивающий характер. По ходу лекции ставятся проблемы, задачи и задания, в результате которых ученики приходят к нужному выводу. Лекция строится на основе взаимодействия учителя и ученика. В конце лекции составляется обобщающая таблица по теме, в которой собраны все имеющиеся знания учащихся.
После первых лекционных занятий ученик приступает к реализации своего личностно-ориентированного учебного плана.
В технологии личностно-ориентированного обучения предусматривается три уровня заданий׃
- репродуктивного характера;
-алгоритмического;
-творческого.
Задания репродуктивного уровня обеспечивают обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке «удовлетворительно». Содержание такого уровня заданий включает в себя вопросы׃ кто? что? где? когда? Описание, пересказ, правило, работу с картой или справочником.
Задания алгоритмического уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствовать оценке « хорошо». Типовыми для данного уровня являются вопросы׃ почему? зачем? как? в чем суть?
Задания творческого уровня направлены на развитие у детей самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствуют оценке « отлично». Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, перечислить преимущества или недостатки.
Для составления заданий учитель, прежде всего, использует вопросы, по теме данные в учебнике. При этом задания не обязательно переписывать в план, а достаточно ограничиться указанием номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены. При выполнении домашнего задания, учащиеся имеют право выбора уровня задания.
А теперь поговорим о преимуществах технологии личностно-ориентированного обучения.
Во-первых, данная технология является адаптационной к возможностям каждого ученика.
Во-вторых, она универсальна, т.к. учитель параллельно может использовать игровые технологии, проблемное обучение, технологию укрупненных дидактических единиц.
В-третьих, каждый учитель автоматически становится в позицию исследователя, соавтора, находится в режиме постоянного поиска.
В-четвертых, учителю нет необходимости писать поурочные планы, т.к. его с успехом заменяет личностно-ориентированный план для каждого учащегося.
В-пятых, применение данной технологии не требует значительных затрат на разработку и издание учебных пособий, на приобретение новых учебников.
Особенно эффективно, на мой взгляд, применение данной технологии на уроках закрепления и повторения учебного материала, где большая часть учебного времени отводится самостоятельной работе. Хотя дети и работают самостоятельно по своему плану, каждое задание проверяется, либо по « ключу», либо это взаимопроверка в парах. Уровень заданий усложняется׃ от репродуктивных в начале урока к творческим к концу урока. После выполнения каждого задания учащиеся дают оценку своему настроению. Продуктивность уроков по личностно-ориентированному плану возрастает в несколько раз. Все учащиеся стараются выполнить учебный план за урок. Детям с низкой учебной мотивацией не всегда удается уложиться во временные рамки.
По моему мнению положительные стороны технологии личностно-ориентированного обучения очевидны, т. к. в полной мере создаются благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.
Литература
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск, 1990
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М.,1995
Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока. Завуч, 2000, № 6 с. 130-137
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.,2000.с 94
|